Готовы ли петербургские школы к приему детей-мигрантов?

Вопрос, стоявший сегодня в повестке пресс-конференции с участием представителей национальных диаспор, давно и больно отзывается в обществе Петербурга, да и всей страны в целом. Ежедневно в наш город приезжают сотни трудовых мигрантов. Кто-то приезжает на сезон, кто-то на год, однако примерно 25% приезжих остаются здесь. Последние годы наметилась тенденция по приезду в город не мужчин, а женщин. Чаще всего они приезжают со своими детьми. Которые, конечно, могут и должны получать образование. Вопрос - как?

По официальной статистике УФМС, которую привел помощник Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Рябоконь А.А., на конец 2013 года было зарегистрировано 2 811 детей, которые легально находятся в стране. В то же время, по состоянию на декабрь в школах нашего города училось 8588 детей-мигрантов, а в дошкольных учреждениях - 1600. Простое арифметическое действие легко позволяет понять масштаб проблемы. При этом, как отметила Г.М. Культиасова, организатор проекта "Дети Петербурга" по обучению детей-инофонов русскому языку, в городе насчитывается немало детей, которые совсем не посещают образовательные заведения, их сложно подсчитать, но по ее словам, речь может идти о нескольких сотнях. Конечно, в первую очередь это касается не первоклассников, а детей среднего и старшего школьного возрастов. Юридически школа хоть и не имеет права отказать ребенку в месте, но на самом деле зачастую под тем или иным предлогом детям мигрантов отказывают. Да и сами родители сдаются перед натиском тех требований, которые к ним предъявляют, чтобы зачислить их детей в школьные учреждения.

Об этих трудностях говорили и представители национальных диаспор. Практически в унисон рассказывали о сложностях поступления детей в школы и колледжи Бахтибек Худобердиевич Бердов, председатель координационного совета таджикских диаспор Петербурга и Ленобласти, и Ихтияр Ганиджанович Козубоев, помощник президента по внешним связям Узбекской диаспоры в Петербурге. К сожалению, в нашем законодательстве, касающемся миграции низкоквалифицированных рабочих, нет отдельного указания о несовершеннолетних, которые сопровождают приезжих. И у трудовых мигрантов есть только 2 пути - либо проводить здесь 180 дней, а потом вместе с детьми уезжать - а это ведет к прерыванию образовательного процесса. Либо оставаться здесь нелегально. Представители диаспор уверены - если изменить законодательную базу и внести поправки о детях, какие есть в регулировании приезда высококвалифицированных работников, многие проблемы отпадут сами собой. Но пока, к сожалению, ничего на данном направлении не происходит.

Ничего не происходит и в городской среде. На власти Петербурга посетовала и Галина Культиасова. "За два года, что я занимаюсь проблемой адаптации детей-мигрантов, к сожалению, ситуация совершенно не изменилась", - говорит она. Дети фактически живут обособленно, они плохо знают язык, и конечно же, при посещении школы у них возникают проблемы. А ведь достаточно просто помочь школам и уже существующим организациям, которые занимаются этой проблематикой. Нужны площадки, на которых волонтеры-преподаватели могут спокойно заниматься с детьми русским языком. В школах нужны отдельные ставки, чтобы педагоги не по своей инициативе занимались дополнительно с этими детьми, а чтобы появились специалисты, которые могут не только помочь в адаптации, но и будут достаточно профессионально подготовлены для межэтнического общения.

Есть и положительные перемены. Так, значительно снизился уровень нетерпимости к детям из семей приезжих. И учителя, и взрослые гораздо спокойней реагируют на их появление в классах школ. "А дети между собой всегда разберутся", - с улыбкой сказал Б.Х. Бердов.

Постепенно беседа вышла на совершенно новый уровень. Г.М. Иманов, председатель Азербайджанской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, обратился с призывом о создании "Этического кодекса петербуржца", который можно и нужно распространять в том числе и среди мигрантов. Это поможет людям быстрей адаптироваться к новой культурно-исторической среде, нивелировать возможные недопонимания между местным населением и приезжающими рабочими. Ведь если каждый мигрант будет знать, как следует вести себя в Петербурге, какие правила поведения требуется соблюдать - жизнь и горожан, и приезжих может значительно облегчиться. Завершил свое выступление Г.М. Иманов воспоминаниями об интернационализме: "Когда-то мы все были в одной стране, мы все были русскими, мы и сейчас за пределами своих стран все равно остаемся в глазах иностранцев русскими. Интернационализм позволял нам чувствовать себя равными друг другу, стирал этнические различия. Мне кажется, сейчас настала пора вновь вернуться к такой модели построения общества - и тогда нашим детям будет намного легче".

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать